Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейкдансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир, с другой стороны более андерграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»).
В 1999 году глобальное возрождение брейкданса способствовало его повторному оживлению и в России. А в 2002г после выхода фильма "8 миля", повествующем о жизни американского белого рэпера - Эминема, в интернете развитие получают так называемые бэттлы. битвы между рэперами, суть которых состоит в том, что исполнители соревнуются в остроумии, в технике читки, в звучании и т.п. а судьи, которыми обычно выступают известные, состоявшиеся рэперы определяют победителя. Этим самым в России получает развитие так называемый баттл-рэп, который дает толчок и остальным рэп-стилям, т.к. поднимает общий уровень звучания, главным образом в технике читки, о которой раньше российские исполнители не задумывались.
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни.